Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад, отражение.
Рефлексия собственных действий, эмоционального состояния способствует развитию самосознания. Она знакомит ребенка с миром чувств, предоставляет ему возможность отслеживать свое состояние в детском саду, в отношениях со сверстниками, в домашних условиях. Научившись понимать и принимать себя, дети учатся понимать и принимать других. Примеров проведения рефлексии очень много, все зависит от конкретной ситуации.
Одна из любимых техник рефлексии используемых в конце дня воспитанниками подготовительной к школе группы №2 «Ромашки» называется «Роза настроения».
Внутри круга нарисована веселая картинка, пространство вокруг делится на сектора, количество которых соответствует количеству детей в группе. Задача детей – по окончании дня закрасить свой сектор определенным цветом своего настроения. Чем ярче цвета лепестков, тем лучше эмоциональный настрой в группе. Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера.
Рефлексия является одной из необходимых способностей личности ребенка в период перехода к новому этапу своей жизни – обучению в школе.